8 (985) 763-90-66
8 (495) 776-13-39
8 (985) 776 13 39

О признании недействительным (ничтожным) договора передачи жилого помещения в собственность

Первый Столичный Юридический Центр
Телефон: +7 (495) 776-13-39, +7 (985) 776 13 39

Согласно статье 6 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.


ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 марта 2013 г. N 33-1333/2013

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего: Кошелевой И. Л.,

судей: Рогачевой В. В. и Куликовой О. В.,

при секретаре: П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 24 декабря 2012 года по гражданскому делу N 2-3934/2012 по иску Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации к Федеральному казенному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Сиверский техникум-интернат бухгалтеров» и Р.И. о признании недействительным договора передачи жилого помещения в собственность и применении последствий недействительности ничтожной сделки.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рогачевой В. В., объяснения представителя истца Минтруда России Б., поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчиков Р.И. и ФКОУ СПО «СТИБ» Минздравсоцразвития РФ С.С., полагавшего, что отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемого решения, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

 

установила:

 

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — Минтруд России) 31 июля 2012 года обратилось в Гатчинский городской суд Ленинградской области с иском к Федеральному казенному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Сиверский техникум-интернат бухгалтеров» (далее — ФКОУ СПО «СТИБ» Минздравсоцразвития РФ) и Р.И. о признании недействительным (ничтожным) договора передачи жилого помещения в собственность граждан N, заключенного между ответчиками 29.03.2011 г. в отношении квартиры , и применении последствий недействительности ничтожной сделки: признании недействительным зарегистрированного за Р.И. права собственности на спорную квартиру, внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество записи о прекращении права собственности Р.И. и признании права собственности Российской Федерации на спорную квартиру.

В обоснование своих требований истец указал, что Распоряжением Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом N 100 от 10.04.2000 г. за ФКОУ СПО «СТИБ» Минздравсоцразвития РФ на праве оперативного управления закреплен жилой дом , в котором расположена спорная квартира. На основании договора приватизации от 29.03.2011 г., заключенного между ФКОУ СПО «СТИБ» Минздравсоцразвития РФ, в лице директора С.Л., и Р.И., спорная квартира передана в собственность последней.

Учредителем ФКОУ СПО «СТИБ» Минздравсоцразвития РФ является Российская Федерация. Полномочия собственника федерального имущества, переданного данному учреждению, осуществляло исключительно Минздравсоцразвития России (в настоящее время — Минтруд России). Полномочия Росимущества в отношении имущества, правомочия собственника которого осуществляют иные федеральные органы, ограничены. Согласования Территориального управления Росимущества по субъекту РФ недостаточно для распоряжения имуществом. ФКОУ СПО «СТИБ» Минздравсоцразвития РФ в соответствии с п. 1 ст. 49, п. 3 ст. 50, п. 1 ст. 120, п. 1 ст. 296, п. п. 1, 2 ст. 298 ГК РФ, п. 7.11 Устава ФКОУ СПО «СТИБ» Минздравсоцразвития РФ (действующего в настоящее время) и п. 7.6 Устава (действовавшего в момент заключения оспариваемого договора) не вправе осуществлять сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение закрепленного за ним имущества. Таким образом, ФКОУ СПО «СТИБ» Минздравсоцразвития РФ не вправе было осуществлять действия, направленные на отчуждение спорной квартиры, без соответствующего распоряжения Минздравсоцразвития России. Директор данного учреждения по вопросу передачи закрепленных на праве оперативного управления жилых помещений в собственность граждан в Минздравсоцразвития России не обращалась.

В соответствии со ст. 168 ГПК РФ, ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», п. 3 ст. 13 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и п. п. 2.1, 2.3 Устава ФКОУ СПО «СТИБ» Минздравсоцразвития РФ договор приватизации от 29.03.2011 г. является ничтожной сделкой. Последствиями недействительности ничтожной сделки в данном случае будут являться признание недействительным зарегистрированного за Р.И. права собственности на спорную квартиру, внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество записи о прекращении права собственности Р.И. и признание права собственности Российской Федерации на спорную квартиру (л.д. 7 — 13).

В суде первой инстанции представитель истца на иске настаивал.

Ответчики иск не признавали, заявили о пропуске истцом годичного срока исковой давности, установленного п. 2 ст. 181 ГК РФ, так как договор приватизации от 29.03.2011 г. не является ничтожной сделкой и мог быть оспорен истцом только на основании ст. 174 ГК РФ.

Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 24 декабря 2012 года в удовлетворении иска Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации отказано в полном объеме (л.д. 201 — 206).

Минтруд России подал апелляционную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить и принять новое об удовлетворении заявленных им требований в полном объеме. В обоснование своей жалобы истец указал, что суд пришел к ошибочному выводу о том, что заключенный между ФКОУ СПО «СТИБ» Минздравсоцразвития РФ и Р.И. договор приватизации является оспоримой сделкой и срок исковой давности для предъявления требования о признании его недействительным составляет один год. Договор приватизации от 29.03.2011 г. является ничтожной сделкой и трехлетний срок исковой давности для предъявления требования о применении последствий ее недействительности истцом не пропущен. Руководитель ФКОУ СПО «СТИБ» Минздравсоцразвития РФ не был наделен полномочиями на заключение договоров бесплатной передачи в собственность граждан жилых помещений, переданных учреждению на праве оперативного управления, в силу действующего законодательства РФ, а не в силу ограничения его полномочий учредительными документами самого учреждения. В остальном доводы апелляционной жалобы истца аналогичны его доводам, содержащимся в исковом заявлении (л.д. 208 — 214).

Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителей третьих лиц Территориального управления Росимущества в Ленинградской области и Управления Росреестра по Ленинградской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания (л.д. 223 — 224).

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

20 сентября 1972 года Р.И.М. на семью из шести человек (он сам, его жена Р.И., сыновья Р.М., Р.А., Р.С. и дочь Р.Н.) на основании решения исполкома Гатчинского районного Совета депутатов трудящихся от 31.08.1972 г. был выдан ордер N на право занятия трехкомнатной квартиры (л.д. 164).

Распоряжением Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 10.04.2000 г. N 100 жилой дом  общей площадью 711,8 кв. м передан в оперативное управление ФКОУ СПО «СТИБ» Минздравсоцразвития РФ. Право оперативного управления ФКОУ СПО «СТИБ» Минздравсоцразвития РФ в отношении трехкомнатной квартиры N в указанном доме зарегистрировано Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 07.10.2008 г. (л.д. 57, 94 — 100).

между ФКОУ СПО «СТИБ» Минздравсоцразвития РФ и Р.И. был заключен договор социального найма, предметом которого являлась спорная квартира (л.д. 152).

В спорной квартире с  по  и с  по настоящее время зарегистрирована Р.И., а с  — ее сын Р.В. (л.д. 151).

29 марта 2011 года между ФКОУ СПО «СТИБ» Минздравсоцразвития РФ, действующего в интересах РФ, в лице директора С.Л., и Р.И. заключен договор N передачи квартиры в собственность граждан, в соответствии с которым спорная квартира бесплатно перешла в собственность Р.И. (л.д. 154). Р.В. от участия в приватизации отказался (л.д. 149). Право собственности Р.И. зарегистрировано Управлением Росреестра по Ленинградской области 05.05.2011 г. (л.д. 159).

Оценивая законность договора приватизации от 29.03.2011 г. судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 6 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Таким образом, в силу вышеуказанных положений закона, правом передачи жилых помещений в собственность граждан обладает их собственник, который реализует данное право через уполномоченные им органы или организации.

Спорная квартира являлась федеральной собственностью и была закреплена за ФКОУ СПО «СТИБ» Минздравсоцразвития РФ на праве оперативного управления.

Исходя из пункта 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Сиверский техникум-интернат бухгалтеров является федеральным казенным образовательным учреждением среднего профессионального образования. Его учредителем является Российская Федерация. Полномочия учредителя осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (в настоящее время — Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации).

Статьей 114 Конституции Российской Федерации вопросы управления федеральной собственностью отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации путем издания совокупности нормативных актов делегировало свои полномочия по управлению федеральной собственностью федеральным органам исполнительной власти, определив их компетенцию в соответствующих положениях, устанавливающих их полномочия и порядок деятельности.

Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 432, определено, что Росимущество является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.

Пунктом 2.12 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 г. N 30, установлено, что федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного подведомственным этим органам федеральным государственным учреждениям.

Распоряжением Правительства РФ «Об утверждении перечня федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России» от 10.09.2008 г. N 1300-р ФКОУ СПО «СТИБ» отнесено в ведение Минздравсоцразвития России.

Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 г. N 423 «О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства» подпункт 5.5 Положения о Минздравсоцразвития России был изложен в следующей редакции: Минздравсоцразвития России осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 данного Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным министерству.

В корреспонденции с указанным Постановлением Федеральное агентство по управлению государственным имуществом на основании Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 432 осуществляет функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).

Указом Президента РФ от 21.05.2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с передачей Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы.

В соответствии с п. 5.6.2 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 г. N 610, Минтруд России осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству.

Исходя из изложенного, полномочия собственника в отношении спорной квартиры осуществлял именно Минтруд России. Как следует из материалов дела и не оспаривается никем из участников процесса, Минтруд России не согласовывал бесплатную передачу федерального недвижимого имущества — спорной квартиры, в собственность граждан (в частности, в собственность Р.И.). Отсутствовало такое согласие даже и со стороны Территориального управления Росимущества в Ленинградской области, исходя из вышеизложенного анализа нормативных правовых актов не являющегося надлежащим представителем собственника.

Следовательно, ФКОУ СПО «СТИБ» Минздравсоцразвития РФ заключило с Р.И. договор приватизации без согласия надлежащего представителя собственника и данный договор в силу ст. 168 ГК РФ является ничтожным как противоречащий п. 1 ст. 296, п. 4 ст. 298 ГК РФ и ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии с п. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

Последствиями недействительности ничтожного договора приватизации от 29.03.2011 г. будут являться признание недействительным зарегистрированного за Р.И. права собственности на спорную квартиру, внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество записи о прекращении права собственности Р.И. и возврат спорной квартиры в собственность Российской Федерации.

Поскольку спорная квартира перешла в собственность Р.И. безвозмездно, истец в силу п. 2 ст. 302 ГК РФ вправе истребовать от нее принадлежащее Российской Федерации имущество во всех случаях, вне зависимости от того, является или нет она его добросовестным приобретателем.

Установленный п. 1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года со дня, когда началось ее исполнение, и истцом не пропущен.

Ссылка ответчиков в обоснование доводов об оспоримости, а не ничтожности договора приватизации, на положения ст. 174 ГК РФ, представляется необоснованной. Полномочия ФКОУ СПО «СТИБ» Минздравсоцразвития РФ на совершение данной сделки ограничены не договором, а законом. Полномочия директора ФКОУ СПО «СТИБ» Минздравсоцразвития РФ на совершение сделок учредительными документами не ограничены. В связи с этим ст. 174 ГК РФ к правоотношениям сторон не применима.

Доводы ответчиков о наличии у Р.И. безусловного права на приватизацию спорной квартиры, не зависящего от наличия или отсутствия согласия истца, не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Согласно п. 2 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Реализация права ответчицы Р.И. на приватизацию занимаемого ею жилого помещения не может осуществляться с нарушением закона и ущемлением прав иных лиц. Признание недействительным договора приватизации от 29.03.2011 г. не препятствует ответчице обратиться за приватизацией спорной квартиры в установленном законом порядке, а в случае отказа в передаче жилого помещения в ее собственность — за защитой своих прав в суд.

Исходя из изложенного, выводы суда первой инстанции, изложенные в судебном решении, не соответствуют обстоятельствам дела, суд не применил закон, подлежащий применению. Оснований для применения последствий пропуска истцом исковой давности и отказа в признании договора приватизации недействительным (ничтожным) и применении последствий недействительности ничтожной сделки у суда не имелось.

В связи с этим обжалуемое решение подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении заявленных Минтрудом России требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 328 — 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

 

определила:

 

решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 24 декабря 2012 года отменить с вынесением по делу нового решения.

Признать недействительным договор N передачи квартиры в собственность граждан, заключенный 29 марта 2011 года между Федеральным казенным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Сиверский техникум-интернат бухгалтеров» и Р.И.

Применить последствия недействительности указанного договора.

Признать недействительной государственную регистрацию права собственности на квартиру за Р.И., произведенную Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области 05 мая 2011 года (запись о регистрации N) на основании вышеуказанного договора передачи квартиры в собственность граждан, со внесением в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество записи о прекращении права собственности Р.И.

Возвратить квартиру в собственность Российской Федерации.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Первый Столичный Юридический Центр.
Наш e-mail:
Наши телефоны:
8 (985) 763-90-66
8 (495) 776-13-39
8 (985) 776 13 39
Запись к специалистам на прием осуществляется по указанным выше телефонам. Внимание! Консультация платная.

Признание права, Право собственности, Признание права собственности, Срок исковой давности, Заключение договора, Решение органов управления, Признание недействительной сделки, Признание сделки недействительной, Признание недействительным договора

23.05.2013, 1053 просмотра.


Метки


Мы в «twitter»

Система управления сайтом HostCMS v. 5